English (United Kingdom)Ukrainian (Ukraine)Russian (CIS)
Главная
Новости
ПОСТУПЛЕНИЕ
- 1 курс (BНО)
- 1 курс (мл. специалист)
- 5 курс (магистр)
- PhD
- oфициальные документы
- контактная информация
История
Cтудентам
Преподаватели
Достижения
Обучение
Публикации
Научная работа
Контакты
Полезные ресурсы
Партнерство
Студенческая жизнь


Сотрудники кафедры - ликвидаторы аварии на ЧАЭС


Страшные последствия трагедии охватили целые регионы, многие города и села, отдаленных от Чернобыля. Киев в этом списке занимает особое место. Судьба не шутила с городом. В случае чрезмерного радиоактивного загрязнения воздуха, воды, продуктов питания в городе могла возникнуть очень сложная ситуация с последующей проблемой защиты, а возможно и эвакуацией трёхмиллионного населения. Вероятность такого развития событий была вполне реальной, если бы не отчаянное сопротивление защитников столицы разбушевавшейся стихии как на подступах к Киеву, так и в самом городе.

Уже после обеда 27 апреля 1986 г. в городе были обнаружены первые загрязненные радионуклидами автомобили. А в ночь с 27 на 28 апреля тысячная колонна автобусов и грузовиков, которые возвращались в Киев после эвакуации населения из г. Припяти, были остановлены на подступах к столице. Утром 28 апреля на экстренном заседании горисполкома руководство города выясняло, кто и почему остановил колонну автотранспорта, которая спешила домой на свои автопредприятия, чтобы вовремя выйти на маршруты города. Разъяснение давал инженер-физик радиационной службы СЭС города к.б.н. Ций Ю.А. В тревожной информации отмечалось, что в городе неожиданно и раньше, чем можно было ожидать, зафиксированы случаи загрязнения транспортных средств радионуклидами и уровень их загрязнения достигает сотен миллирентген, а эксплуатация такого транспорта создает реальную угрозу здоровью водителей и пассажиров. Чрезмерно загрязненной оказалась трасса, соединяющая Киев с Полесским регионом, а движение транспорта из этого региона приводит к загрязнению радионуклидами улиц Киева. 29-30 апреля в городе было зафиксировано резкое повышение радиационного фона.
Въезд загрязненного транспорта в г. Киев было запрещено. На девяти направлениях в город были срочно созданы дозиметрические посты и начато сооружение пунктов санитарной обработки транспорта (ПуСО). Ответственность за строительство этих объектов, организацию и проведение всех дезактивационных мероприятий была возложена на штаб ГО г. Киева. Для дезактивации транспорта использовались водные растворы соответствующих ПАВ. В процессе такой обработки на пунктах накапливалось значительное количество загрязненных радионуклидами промывных вод, которые временно собирали в наземные или подземные хранилища. Критическая ситуация требовала неординарных решений. Группа ученых из КПИ, а именно О.П. Шутько (основатель кафедры экологии и технологии растительных полимеров), А.Д. Крисенко и В.П. Басов предложили технологию очистки загрязненных радионуклидами вод, что не требовала создания стационарных очистных сооружений.

Дезактивацию предлагалось осуществлять непосредственно в емкостях-накопителях специально приготовленным раствором эффективного реагента. Работа проводилась с помощью специальных мобильных установок УПДВ (установка передвижная для дезактивации воды), смонтированных на платформах автомобилей КрАЗ (КамАЗ). Через 1-1,5 ч. после обработки радиоактивные вещества вместе с илом оседают на дно емкости, а отстоянная вода что соответствует нормам ПДК, откачивается для повторного технического использования.
Полевые испытания предложенной технологии показали высокую ее эффективность. Степень очистки загрязненной воды достигал трех порядков, что к тому времени и в реальных условиях считалось недостижимым. Напряжение на главных ПуСО северного направления г. Киева за два дня было снято. 6 июня 1986 г. приказом начальника ГО г. Киева при городском штабе ГО была создана группа дезактивации воды, в состав которой вошли специалисты КПИ - авторы разработки, водители, прибористы, компрессорщики. Всего 11 человек. Контроль качества очищенной воды осуществляла служба СЭС г. Киева. Руководителем подразделения было назначено О.П. Шутька, его заместителями - А.Д. Крисенка и В.П. Басова. В июле 1986 г. в Киевских заводах "Дормаш" и "Стройдормаш" была создана еще одна модернизированная передвижная установка. Мобильность и высокая производительность установок (1000-1200 м3 очищенной воды при разовой загрузке бака установки реагентом) вполне удовлетворяли бесперебойное функционирование всех ПуСО вокруг г. Киева. Разработкой заинтересовались центральный штаб ликвидации последствий аварии в г. Чернобыле и в Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За 1986 г. и до конца 1987 г. созданное подразделение работало в режиме быстрого реагирования и планового дежурства на ПуСО Киевской области, в 30-километровой зоне, в Белоруссии и на пунктах мытья техники Юго-Западной железной дороги. За период работы было очищено до 50 тыс.м3 таких вод. Реализация разработки и самоотверженный труд специалистов КПИ позволили сэкономить государству более 18 млн. руб (в ценах 1986 г.). Кроме того, исчезла необходимость в создании стационарных очистных сооружений на ПуСО, которые, кстати, через некоторое время должны были превратиться в пожизненные радиоактивные могильники.

Строительство этих сооружений было остановлено и законсервировано.
Решением Правительственной комиссии элементы предложенной технологии и прогрессивный киевский опыт были использованы на ПуСО в 30-километровой зоне ЧАЭС, а передвижные установки, разработанные специалистами КПИ, были использованы в полках и дивизиях ГО СССР. О работе данного подразделения писала центральная пресса на страницах газет "Правда" от 15.08.1986 г. и "Правда Украины" от 17.12.1986 г.. В 1987 году разработка ученых была отмечена золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, а в 1989 г. - выдвинута на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники.
Анализируя результаты работы группы в те горячие дни, можно констатировать, что тогда удалось не просто закрыть один из путей загрязнения города радионуклидами, а изменить стратегию защиты. Помимо значительной экономии материальных и финансовых ресурсов, было сохранено (и это - главное!) здоровье и жизнь сотен людей, которых планировали направить в активную зону на строительство, наладку и обслуживание очистных сооружений.

 

 

http://kpi.ua/ru/chornobyl-photo

http://kpi.ua/ru/1117-6-photo

 
-->